Опыт играет важную роль в любой профессии, включая психологию. Для многих клиентов опыт является ключевым фактором в принятии решения обратиться к тому или иному специалисту, поскольку они ищут профессионала, который не только обладает теоретическими знаниями, но и умеет применять их на практике.
Во многих профессиях получение опыта является неотъемлемой частью образования. Так, например, врачи в ходе обучения проходят практику в интернатуре, чтобы применить свои теоретические знания в реальных клинических ситуациях. Аналогично, в экономических ВУЗах студенты могут получить практический опыт работы в компании или на предприятии, где получают возможность посоветоваться с опытными коллегами и получить обратную связь от руководителя.
Профессия психолога отличается от многих других профессий, поскольку каждый клиент и каждый случай уникален. Мы не можем просто скопировать решение из книги или применить универсальный подход ко всем нашим клиентам. В отличие от других сфер, где можно полагаться на установленные процессы и стандартные процедуры, психологам приходится буквально каждый раз начинать с нуля, находясь один на один с клиентом, и соблюдать баланс между творчеством и следованием концепциям своей школы, модальности. Эта особенность нашей работы часто вызывает чувство неопределенности, одиночества и огромной ответственности, поскольку мы не можем полностью полагаться на опыт коллег или обращаться за помощью и советом в момент сессии. Остаётся надеяться лишь на себя самого и обучение «на своих ошибках».
Чаще всего после получения высшего образования или прохождения переподготовки мы получаем психолога, который обладает обширными знаниями о психике человека и его внутреннем мире. Психолога, который изучил и впитал различные теории об эмоциях, феноменах и процессах психики. Но, к сожалению, даже очень большой багаж теоретических знаний не может заменить реального опыта, когда речь идет о наблюдении и распознавании этих процессов в реакциях, репликах, мимике и жестах клиентов. Именно этот наблюдательный опыт и насмотренность дают психологу уверенность и опору в выборе дальнейших действий и интервенций по отношению к клиентам — ту самую магию, которая позволяет работать своей душой, а не сухим набором техник.
Здесь уместно вспомнить концепцию холизма, которая гласит, что целое есть нечто большее, чем сумма его частей. Для наилучшего понимания концепции приведем пример из книги Лизы Баретт «Как рождаются эмоции: революция в понимании мозга и управлении эмоциями».
Представьте, что вы собрались приготовить бисквит по рецепту вашей лучшей подруги. Купили все нужные ингредиенты: яйца, муку, масло и даже разрыхлитель особой фирмы, который, по словам подруги, отличает ее бисквит от других. Тщательно перемешав, вы засунули эту смесь в духовку, установили температуру 180 градусов и ждёте.
В итоге бисквит получился, но не такой пышный и даже сыроватый на вкус. Откуда такая разница?
Ответ в холизме.
Например, у выпечки, кроме ингредиентов и рецепта, есть дополнительные факторы, влияющие на конечный продукт: влажность на кухне, высота бортиков формы для выпечки, скорость взбивания яиц, способ замеса теста или даже открытая на мгновение дверца духовки. И уйма других мелких деталей, о которых вы никогда не догадаетесь, а подруге просто не придет в голову их озвучивать.
Интересно, но попытки охватить все профессиональные концепции психологии, чтобы поскорее стать супер профи, выглядят так же: инструменты освоил, модальности прошел, книги прочел, а вышло как-то сыровато. Как будто не хватает того самого секретного ингредиента — опыта.
Постдипломные образовательные программы, такие, как обучение в модальностях, обычно предусматривают некоторое количество часов практики, но, как правило, ее оказывается недостаточно ни по внутренним ощущениям ученика, ни по оценке качества работы начинающих психологов супервизорами. Последние часто отмечают, что у психологов, только что окончивших обучение, критически не хватает уверенности, легкости, скорости в диагностике клиентов, построении гипотез и выборе интервенций — и все эти элементы профессионализма приходят исключительно с практикой и опытом.
Опыт в психологии может быть приобретен различными способами. Наиболее распространенный из них — это практика в команде более опытных коллег. Такой вариант возможен, если психолог начинает свою практику в государственном учреждении или психологическом центре, где рядом с ним всегда есть руководство или наставники, к которым можно обратиться за помощью. С одной стороны, это отчасти позволяет избежать грубых ошибок на старте и получать ценные уроки, которые помогут развить необходимые профессиональные компетенции, с другой стороны, в подобных учреждениях, как правило, слабо организована коммуникация и обратная связь между психологами, полностью или почти полностью отсутствуют мероприятия для передачи и осмысления опыта, адаптации начинающих специалистов. Чаще всего психолог-новичок оказывается в положении щенка, выброшенного в воду — барахтайся и выкарабкивайся, как можешь. Утонуть вам, скорее всего, не дадут, но и назвать такой способ обучения приятным и полезным никак нельзя.
Хорошо, если у начинающего психолога есть супервизия хотя бы один раз в неделю. Но в условиях государственного учреждения даже у начинающего специалиста может быть 3−5 клиентов в день — вспоминаем, что супервизия у нас одна, и понимаем, что практики много, а ее осмысления мало. Разумеется, одна супервизия в неделю — лучше, чем ничего, но за 1−1,5 часа редко получается обсудить все возникшие сложности, подсветить слепые зоны и уделить должное внимание не только разбору клиентского кейса, но и состоянию самого психолога.
В итоге человек медленно, но верно идет по пути к уверенности, легкости и профессионализму, но этот путь занимает долгие годы.
Есть ли способ ускорить свое развитие в профессии? Разумеется, и заключается он в формировании насмотренности и осмыслении уже имеющегося опыта — это именно то, что дает нам регулярная супервизия. Помимо базовой обратной связи о работе терапевта с клиентом, супервизия позволяет сфокусироваться на личных особенностях терапевта, сделать явными скрытые паттерны, которые могут исказить картину мира терапевта и клиента и увести терапевтический процесс не туда, куда нам хотелось бы. Групповая Супервизия — это самый простой способ сформировать свою насмотренность и довести распознавание реакций клиентов до автоматизма, что, в свою очередь, даст желаемую уверенность и легкость в практике.
В следующих частях поговорим о неуверенности и о том, откуда она происходит, а также о критериях качества работы психолога (психотерапевта), которые формируют профессионализм.