Один из спикеров конференции — Андрей Анатольевич Плигин — известный учёный, доктор психологических наук, зав. кафедрой консультативной психологии МПСУ, руководитель модальности в ОППЛ, тренер, бизнес-консультант и автор научной концепции психологической помощи «Системное формирование жизненного пути личности». 30 лет в консультировании, автор 8-ми книг, 12-ти научно-методических сборников и более 100 статей.
Мы поговорили об особенностях его метода, принципах современного коучинга и психотерапии.
Яна: Вы создали свой метод?
Андрей Анатольевич: Да, авторский метод психологической помощи «Системное формирование жизненного пути личности». У метода две технологии: одна — это «Коучинг жизненного пути», метафорично выражаясь — из прошлого в будущее через потенциал человека к наивысшему потенциалу; вторая — «Терапия жизненного пути» — из настоящего в прошлое и обратно через ресурсные состояния, а не только через преодоление глубоких травм. Это терапия другого типа, она иначе спроектирована. Обе эти технологии обобщают 30 лет моего опыта работы и как доктора психологических наук, и как практика, который очень много взаимодействует с клиентами.
Яна: Расскажите, пожалуйста, подробнее про сам метод, и что он может дать психологам?
А.А.: Хорошую ясную систему психологических знаний, которой коучам сильно не хватает. Я предполагаю, что психологи занимаются психологической помощью людям, и как бы мы это не называли, даже просто психологическим консультированием, по сути они используют очень много идей и приёмов из разных психологических школ. Сюда относятся клинические концепции личности, школы психотерапии, различные системы консультирования…
Коучи, например, часто до конца не понимают границы того, что делают. Где есть психическая реальность, а где нет. Например, говорят: «Расскажите про эмоции, которые живут у вас в теле», а это грубейшая ошибка. Эмоции в теле не живут. Они там отражаются. Это ошибка, кстати, иногда встречается и у психологов, которые имеют неглубокое академическое образование, не знают научную психологию. А важно системно понимать, с какой реальностью мы имеем дело, на что мы влияем, какими инструментами мы можем пользоваться, откуда их лучше всего брать.
Яна: Как же быть психологам и коучам?
А.А.: Основной тезис метода — почти все, особенно глубинные проблемы человека, связаны с его способами жить. А жизнь определяется в методе как отношения человека с самим собой и с миром. Если говорим «с самим собой» — это внутриличностная терапия, внутренний мир, психика. А когда «с миром» — это социальный мир, мир различной предметной деятельности в сферах жизни (профессия, обучение и развитие, физическая активность и здоровье, культурное и духовное развитие, досуг и хобби и т. д.). Так вот, сегодня нужна терапия, которая рассматривает способы того, как человек живёт, что собой представляет его жизненный сценарий, жизненные стили. Насколько полноценно он живёт психологически и физически, реализует свою жизнь, интересна и наполнена ли она для него, насколько он активен и в какой мере в итоге доволен. Удовлетворённость жизнью называется благополучием. Благополучие — психологический термин, который очень мощно связан со счастьем. И мы опять возвращаемся к разговору о том, а в какой степени человек доволен всем, что у него происходит в его внутренней реальности (его внутреннем мире) и в его отношениях с миром и людьми, в самореализации.
Адлер первый сказал, что жизнь программируется целями и жизненными стилями. Шарлотта Бюлер сказала, что помимо этого жизнь ещё программируется смыслами и событиями. Это та умная теория, которая меняет практику психологической помощи. Эти специалисты заложили основу психологии жизненного пути, а у меня появилась задача ответить на множество системных и практических вопросов и создать не только внутриличностную терапию, но и терапию, которая поможет человеку изменить свою жизнь, стать её автором.
Яна: А как стать автором своей жизни?
А.А.: Если у человека глубокие психические травмы, то полноценным автором он быть не может. Тогда прошлое определит его будущее. А вот если у человека не так много психологических травм, и он очень субъектен, то есть самостоятельно и рефлексивно умеет управлять собой, своими привычками, эмоциями, мотивацией, волей, а в итоге и своей жизнью (именно при этом последнем условии), тогда он может стать автором своей жизни. Преодолеть то, о чём говорил Э. Берн — негативный сценарий жизни, и затем построить свою жизнь так, как ему хочется. Идея и цель всего метода — помочь человеку построить такую жизнь, которую он действительно хочет и которой он достоин. А каждый достоин большего, чем ему кажется (социальные стереотипы). А если человек не сможет преодолеть свои глубинные проблемы, то, к сожалению, у него не получится стать автором своей жизни.
Яна: А бывает так, что у человека много травм, но при этом высокий уровень субъектности?
А.А.: Бывает. У меня есть тесты на самостоятельность и на варианты жизни, которые помогают раскрыть жизненный сценарий. Сочетание методик позволяет выстроить стратегию консультирования. С одним человеком можно начать с коучинга, потом немного позаниматься психотерапией, а дальше сфокусироваться на развитии его потенциала на ближайшие 2−3 года, и у него всё хорошо пойдет. А вот с другим нужно заниматься глубинной психотерапией, а потом уже тактическим коучингом. А с третьим можно сразу заняться коучингом наивысшего потенциала, потому что вся его история жизни, все его события, всё, что мы реконструировали, показывает, что он очень самостоятелен и субъектен, умеет преодолевать трудности и сумел развить жизненную стойкость, которая у него высокая. Такие люди из потенциала шагают в наивысший потенциал, но им также приходится многое преодолевать: у них в жизни появляются те же самые проблемы, что и у всех людей, они просто научились их эффективно решать. У них другой уровень саморегуляции и самоорганизации.
Поэтому, когда я говорю про коучинг, всегда всплывает саморегуляция, самоорганизация и основные запросы с этим связанные: прокрастинация, сила воли, отсутствие мотивации. Это всё вопросы коучинга, особенно в профессиональном развитии. Но прежде, чем удовлетворять запрос человека, важно разобраться: а правда ли сейчас надо заниматься именно этим? Ему это может быть актуально, а в действительности выяснится, что у него очень высокая травмированность опыта. Мы будем обслуживать все его цели, а он их благополучно прокрастинирует, потому что проблемы тянут его в прошлое, а он сам этого не понимает. Когда мы начинаем об этом говорить, у него ещё включается и механизм защиты.
Яна: А как выстраивать стратегию консультирования?
А.А.: К сожалению, у большинства консультантов (психотерапевтов и коучей) это происходит интуитивно, и они по большей части движутся только в рамках запроса клиента. В моем методе есть инструменты, которые позволяют человеку совместно с психологом самому себе разработать примерный план продвижения в консультировании. Они говорят: «Я хочу в жизни именно того, с чем я пришёл. Я думал мне именно это мешает, а причина-то оказывается совершенно в другом». Тогда сначала нужно победить причины, а уже потом заниматься текущем запросом.
У человека проясняется самое главное, он начинает объективно смотреть на себя. Вот мы все любим говорить: у вас заниженная/завышенная самооценка, опять-таки это в основном про личность, а человек ведь оценивает свою жизнь и свои возможности в жизни, а не только собственное «Я». Для него важно не только то, как его оценивают другие или он сам себя по своим внутриличностным критериям, но и то, на что он в этой жизни может отважиться и замахнуться. Метод помогает ему самому открыть картину своей жизни, развернуть её, где вдруг у него столько всего проясняется, и он начинает совершенно иначе, более адекватно и объективно думать о том, что у него здорово развито, что является его ресурсами, чем он может пользоваться и чего ему не хватает. Некоторые ресурсы он «забыл» на предыдущих этапах жизни, но они есть!
Яна: Психотерапевт может переключаться на роль коуча и предлагать клиенту решение, или всё-таки это две отдельные структуры?
А.А.: Я за то, чтобы специалист был един. Моя методология готовит и тех и других, и я вообще выступаю за то, чтобы эксперты знали и то и другое. И даже если сам специалист не хочет идти глубже, он должен правильно перенаправить клиента. Должен — не самое подходящее слово, однако, есть такие «должен», без которых мы личностями не станем.
Коуч должен увидеть, что стратегия не работает и что они с клиентом ходят кругами, и если он не перенаправит человека и не порекомендует ему работу с психологом (психотерапевтом), то клиент может уйти. И коуч будет сидеть и думать: «Вот клиент ко мне пришёл такой „нехороший“, не смог себя организовать, вот сколько я ему помощи оказал, вот сколько всего мы с ним сделали, а толка ноль». А причина-то в другом. И многие коучи это, к сожалению, не знают и нигде профессионально не изучают, как и некоторые психотерапевты, которые не видят шире своей школы (модальности). Человек должен быть профессионально зрелым и интересоваться научными знаниями, это его ответственность.
Я.: А во время одной сессии психотерапевт может переключаться на роль коуча и обратно?
А.А: Здесь важен текущий договор с клиентом. Я люблю, когда человек понимает, чем мы сейчас занимаемся. Да мы ушли в сторону от его профессиональных задач, от достижений его наивысшего потенциала, но мы занимаемся причинами, которые мешают ему это преодолеть.
Я.: Про что расскажете на конференции?
А.А.: Про свой метод с примерами (кейсами) и комментариями. Идея не в том, чтобы человека проконсультировать или терапевтировать, а сделать так, чтобы человек сам научился управлять своей жизнью и построил такую жизнь, которой он действительно хочет жить. И чтобы ему с собой и с Миром было хорошо, а его окружению — с ним! А до этого уровня психологи и коучи по отдельности не доходят, всё заканчивается локальными успехами. Мой метод помогает стать успешным, преодолеть системно и эффективно глубокие сложности, достичь своего наивысшего потенциала, построить собственный жизненный путь!