«Психолог в онлайн-школе»
Автор: Леонид Тимошенко
Эта статья написана для трёх целей:

  1. Показать собственникам онлайн-школ (продюсерам, экспертам, директорам и руководителям по продукту) в чём конкретно и как именно может помочь психолог в работе над вашим проектом.
  2. Показать психологам, как и в чём они могут быть полезными онлайн-школам (далее ОШ), а также замотивировать их в повышении качества услуг и сервиса, предоставляемых ОШ.
  3. Начать соединять команды ОШ и профессиональных психологов. Поэтому, если вы собственник ОШ и задумались о поиске психолога для той или иной цели, то в конце статьи вы найдёте ссылку на гугл-форму, заполнив которую, получите резюме психологов по вашему запросу. А если вы психолог и хотите обучиться работать с ОШ и получать запросы от них, то внизу для вас тоже будет ссылка на моё профессиональное сообщество «Я психолог», где мы размещаем вакансии из ОШ.
Почему и как возникла необходимость этого материала?

Рынок онлайн-школ продолжает расти. И многие ОШ видят, как их коллеги включают «блок работы с психологом» в свои продукты. Причём добавляют как ВИП-услуги (консультации для студентов или другую форму индивидуальной работы), так и «средние тарифы», где психолог либо записывает дополнительные модули по работе со страхами или ограничивающими убеждениями, либо вообще делает «курс внутри курса». Дальше я раскрою эти темы и приведу примеры по ним.

Почему именно я пишу этот текст и можно ли мне доверять в этом вопросе?

Если вы меня знаете, то можете пропустить эту часть и сразу перейти к следующему разделу.

Меня зовут Леонид Тимошенко, я психолог с 2005 года. 15 лет я консультировал клиентов и проводил тренинги и группы в офлайне. В 2019 году я завершил карьеру психотерапевта и ушёл в бизнес: стал предпринимателем в сфере онлайн-образования.

Я обучался продюсированию в Школе Продюсера Татьяны Маричевой в феврале 2020 года, стал участником её премиальной программы МКС, учился на «Масштабе» у Мари Афониной, был на программе МСА у Аяза Шабутдинова. В общем, определённый опыт за годы в бизнесе и онлайн-школах у меня уже сформировался.

Я продюсировал двух психологов: Николая Баранова и Ольгу Александрову, а сейчас являюсь лидером и основателем профессионального сообщества «Я психолог».

В сообществе мы подготовили целый курс для них участников, как работать с онлайн-школами.

В рамках сотрудничества с ОШ мы записали около сотни модулей в ОШ по различным темам: от «страха начать» и «мотивации на изменения» до «ограничивающих убеждений о деньгах» и «как пробить финансовый потолок».

Также наши психологи работают «внутри» курсов: сопровождают участников, помогают команде онлайн-школ не выгорать, а в некоторых школах мы записывали «марафоны» для поднятия духа обучения и увеличения доходимости учеников до конца потока.

Структура материала:

В этой статье я систематизирую весь свой опыт сотрудничества с онлайн-школами.

Мы с вами разложим идеи на 4 категории:

  • психолог для участников,
  • психолог для эксперта,
  • психолог для продюсера,
  • психолог для команды ОШ.

Напомню, что цель статьи больше просветительская, направленная на то, чтобы собственники ОШ могли задуматься «а нужен ли сейчас психолог» и если да, то «какой вопрос он может закрыть». А сами психологи поняли в каком направлении им нужно прокачивать свои навыки, если они хотят получать клиентов из ОШ.
Поэтому я пройдусь только по ответам на вопрос «что можно делать», а «как это делать» оставлю на другие статьи.
Психолог для участников

Самый распространённый запрос на психолога в ОШ.
Какие виды работы популярны и востребованы на данный момент:

  1. Записать урок/модуль по теме.

Что это?

Смысл заключается в том, что ОШ просит эксперта-психолога записать модуль по заданной теме. После этого все студенты курса (прошлых, настоящих и будущих потоков) могут его изучить.

Формы проведения:

— онлайн, вживую. Тогда собирается аудитория, которая смотрит «здесь и сейчас», может задавать вопросы. В этом случае ОШ берёт на себя ответственность собрать максимум учеников в онлайн-формате;
— запись «в стол». Психолог записывает на камеру урок заранее и высылает видео в ОШ. После оформления урок становится доступен всем ученикам курса.

Как в первом, так и во втором случае психолог согласовывает содержание урока:

— собирает запрос от ОШ (что хотят, какую тему, как видят изменение у учеников после просмотра);
— готовит план урока и его презентацию (при необходимости согласовывает с ОШ);
— проводит урок вживую или записывает модуль;
— высылает дополнительные материалы, ссылки на свои ресурсы, описание себя, фото и т. д.

Такие уроки могут быть вставлены как в начале обучения для повышения мотивации обучающихся, так и в середине для поднятия «боевого духа». Хороший психолог попросит программу обучения, чтобы понять суть курса и выяснить на каком этапе лучше всего встроить свой модуль. Например, если к середине потока часть учеников «сливается» из-за сложности обучения или нежелания «выходить из зоны комфорта», то явно урок по мотивации или поддержке будет уместен именно тут, а не в конце обучения, когда все уже «выдыхают».

Например, в онлайн-школе по обучению SMM-специалистов мы записали целый марафон внутри курса: пять уроков по теме «как начать, продолжить и не останавливаться в новой профессии». Уроки изначально были записаны в телеграмм-канале школы (участвовали все потоки), а потом перенесены на геткурс. Сейчас этот марафон доступен всем новым ученикам, а кураторы школы обучены проверке домашних заданий. Психолог помогал дорабатывать уроки. За эту работу он получил 30 000 рублей психологу, а также рекламу всех своих соцсетей, ссылки на которые были размещены под видеороликами модулей.

Что даёт?


— повышение доходимости учеников до конца курса (модули по работе со страхами, финансовая психология, модули, направленные на то, чтобы ученики начали зарабатывать или, например, мотивация на изменения, чтобы поддержать их состояние);
— помощь в получении или увеличении заработка (актуально для школ, обучающих профессиям). Часто такие школы сталкиваются с «психологическими блоками» учеников, когда возникает ситуация: «я знаю, что делать, но боюсь/не могу/не хочу»;
— повышение среднего чека курса. Дополнительная услуга, за которой студенту не нужно идти в другую школу или брать отдельно консультацию у психолога, ведь «в нашем курсе уже всё предусмотрено». Тогда ОШ перестают продавать просто курсы, а продают, например, «профессию под ключ»;
— увеличение NPS и CSI ваших курсов, а, следовательно, более легкие продажи следующих потоков.

Психолог получает узнаваемость, и поток его клиентов увеличивается. Особенно, если специалист работает в большой онлайн-школе с потоками в 1000+ участников. Один такой кейс, и психолога будут звать везде. Например, такого специалиста скорее пригласят выступить на выпускном школы, если она проводит его онлайн или офлайн.

Условия работы


Можно привлечь психолога платно и бесплатно.
Если это бесплатная история, то психолог получает «плату» в виде «трафика». Обычно мы просим ОШ сделать доступ к записанному модулю ВСЕМ ученикам (и прошлых, и настоящих, и будущих потоков). Т. е. нельзя давать модуль ученикам за деньги или внутренние баллы, урок должен быть доступен всем. Также под видео размещаются ссылки на психолога: соцсети и сайт. Также мы предлагаем специалисту сделать презентацию или материалы выступления, в конце которых он сможет разместить слайды со своими продуктами и ссылками на них. И в конце выступления (не в середине, как в классических вебах) рассказать про свои продукты и пригласить на них.

Если работать психолог будет платно, то в зависимости от длительности и уникальности урока, стоимость записи будет варьироваться от 5 000 до 30 000 рублей.
В будущих статьях я отдельно раскрою вопрос «как психологу найти и выбрать онлайн-школу и успешно провести переговоры», чтобы и специалист, и команда ОШ были максимально довольны.

Комментарии

За эти два года мы записали более сотни модулей для онлайн-школ.

Самые популярные темы:

— всё про финансовое мышление (ограничивающие убеждения, родовые программы, как пробить финансовый потолок, как перейти из найма во фриланс или свой бизнес, как заявлять цену клиентам и т. д.);
— страхи и ограничения (страх ошибки, оценки, неуспеха, провала и т. д.);
— мотивация (на обучение, на изменения, а также поднятие духа на разные задачи).

Иногда в ОШ так хорошо «заходит» психолог, что один модуль превращается в череду уроков или даже «курс внутри курса». Всё зависит от ваших запросов.

Например, психолог Ольга Александрова провела один зум-созвон на 60+ человек в онлайн-школе по обучению профессии. Ученикам так понравилось, что они попросили ещё 2 втречи (в середине и в конце обучения). Об этом узнали ученики прошлых потоков и попросили ещё один большой созвон. В итоге: было проведено 4 встречи, записано 3 урока для всех потоков, и каждый поток заканчивался живым зумом на 60−80 человек. В общей сложности психолога увидело около 1000 студентов. В течение месяца к Ольге записалось три ученика в терапевтическую группу, а один купил личное вип-сопровождение (общий доход составил около 500 000 рублей).

2. Сопровождение учеников психологом

Что это?

«Психолог на поток» — это сопровождающий для ваших учеников. От участия в чате до проведения поддерживающих эфиров. В некоторых случаях он даже индивидуально работает с учениками.

Какие формы работы уже существуют?

— общение с учениками в чате. Это может быть как «дежурный психолог» на один день в неделю, так и на весь поток, где специалист мониторит чат, отвечая на вопросы учеников и реагируя на их общий эмоциональный фон, особенно на тех, кто «уходит на эмоциональное дно
— поддерживающие эфиры. Психолог раз в неделю или реже проводить живые эфиры, даёт какую-либо тему, поясняет сложности, с которыми могут столкнуться ученики, а также приободряет всех, кому нужна поддержка;
— индивидуальная работа с учениками по запросу. Ученики могут напрямую писать психологу, либо им назначают консультации через сервис-менеджеров. Такая форма работы наиболее эффективна, так как всегда «вытаскивает» учеников и не даёт им слиться или выразить негатив на «плохой курс» из-за своих ограничений;
— ВИП-сопровождение или сопровождение ВИП-учеников. Включает в себя все предыдущие формы работы. Это и чат 24/7 с учениками ОШ, и групповая психотерапия для них раз в 1−2 недели. Или же установленный объём часов индивидуальной работы с каждым студентом.

Все эти формы работы могут реализовываться вместе.

Что даёт?

— значительно усиливает доходимость учеников до конца потока;
— существенно влияет на успех студентов в обучении. В результате ОШ получает больше успешных кейсов на выходе, легче продает следующий поток;
— повышает NPS и CSI курсов ОШ;
— освобождает сервис-менеджеров и эксперта от роли «жилетки», тем самым, разгружая их эмоционально, помогая им сфокусироваться на своей работе;
— снижает негатив и нытье в чате, особенно, когда появляется неформальный лидер, который «уносит эмоциональный настрой потока» на самое дно.

Психолог может проявить себя не только как тренер (спикер), но и консультант, который поддерживает учеников в процессе обучения. Таким образом, у студентов есть возможность лучше узнать психолога и решиться на консультации с ним.

Если очень «усреднить», то с 50 студентов на потоке психолог может получить от 1 до 10 консультаций. Многое будет зависеть именно от качества его работы, личной харизмы и умения себя преподнести.

Условия работы

Такие варианты работы зачастую являются платными. Но бесплатный вариант тоже возможен.

Если это бесплатный вариант, то психолог имеет право рекламировать свои услуги в чате потока. Обычно мы просим первую половину обучения не продавать и не предлагать свои услуги, чтобы показать пользу от общения со специалистом и не задавать коммерческий тон взаимодействию психолога и ученика. А со второй половины обучения психолог может явно или неявно (как договоритесь) предлагать свои консультации (редко когда продавать свой курс). И в таком случае все клиенты, которые идут к психологу, являются 100%-ным заработком психолога (ОШ не ставит свои комиссии за консультации специалиста.

Платный вариант зависит от продолжительности потока и вовлечённости психолога. Например, за сопровождение курса длиною 6 недель, где психолог 3 раза (раз в две недели) проводит эфиры и каждую неделю один день общается в чате, средняя цена составит 25 000 рублей. Если же нужен «психолог под ключ», где он общается каждый день и раз в 1−2 недели ведёт эфир, то цена составит около 10−15 тысяч рублей за неделю потока.

Мы рекомендуем считать стоимость услуг специалиста исходя из стоимости часа его работы. В то же время, делать скидку на объём. Например, если психолог занят 5 часов при стоимости часа в 4000 рублей, то весь «пакет его услуг» может стоить не 20 000, а 15 000 рублей.

Комментарии

Вторая по популярности форма работы психолога в ОШ. Самый яркий кейс в нашем опыте — это работа со Школой Продюсера Татьяны Маричевой. Там работала целая команда психологов, которая занималась: сопровождением учеников в чате, индивидуальной работой по запросу, которая оплачивалась психологу из бюджета курса (по количеству часов), и отдельными эфирами на продуманные темы (мы анализировали программу и выстраивали на каком этапе и какая тема будет актуальнее). В итоге команда Younesis (Школа Продюсера) взяла двух психологов в штат, а мы помогли выбрать лучших, участвуя в собеседованиях и выдавая свой вердикт по каждому кандидату.
Психолог для эксперта и продюсера

В данном случае это формат «личный психолог» для человека. Отличаться будут только запросы. О них поговорим ниже.
Оплачиваться личный психолог может как из бюджета компании (зависит от вашего партнерского соглашения), так и из личных средств. Обычно мы рекомендуем оплачивать лично: так можно будет усилить эффект психотерапии.
Чтобы избежать конфликтов между экспертом и продюсером и усилить их партнерство, мы рекомендуем ходить к психологам обоим бизнес-партнерам. Причём посещать стоит разных специалистов (мы настоятельно не рекомендуем ходить эксперту и продюсеру к одному и тому же психологу!!!).
Если каждый ходит к психологу, то не будет возникать конфликтов (как в семейной паре), когда один растёт, а другой нет.

Ниже мы разберём популярные вопросы эксперта и продюсера к психологу. Конечно, у каждого из них может быть целый веер типичных запросов. Мы рассмотрим не общий пул запросов, а различающиеся запросы именно в рамках бизнеса. Имейте в виду, что зачастую обсуждение личных отношений и отношения к себе также влияет на продуктивность и результативность проекта.

Психолог для эксперта

Так как эксперт — это зачастую лицо проекта, то и проблемы будут связаны с публичностью, социумом и тем, как могут воспринимать эксперта люди. Наиболее популярные проблемы:

— страхи, связанные с публичными выступлениями (от «боюсь выступать» до «я никого не вижу в онлайне, а они не ставят огонёчки»);
— синдром самозванца или «оно всё само». Это переживания, связанные с вопросами «а имею ли я вообще право», «а достаточно ли я знаю» и «точно ли я заслужил хорошо зарабатывать»;
— страх продавать — один из самых популярных запросов. Проявляется в том, что эксперт боится/не хочет/не будет продавать свои продукты (ведь «если продукт хороший, то человек сам купит»), а всё, что связано с обучением продажам откладывается в самый конец списка развития;
— усталость и выгорание. Да, эти запросы тоже связаны с психологией, а не просто «выспись и будет тебе счастье». Тут вопросы связаны как с отношением к отдыху (запрет на отдых), так и тем, что «я мало стараюсь». Дисциплина, ичный распорядок дня и умение ставить себя на первое место — вот варианты выхода из выгорания;
— блоки на больший доход или масштаб. Обычно продюсер, который находится за кадром, побуждает партнера к росту: давай поставим выше цену, пригласим больше учеников или «выступи ещё на десятке конференций». Помимо банальной загрузки, отказ от масштаба может быть связан со страхом ответственности или страхом опозориться на большую аудиторию. Психолог легко работает и с этими запросами.

Например, наш психолог работал с экспертом онлайн-школы по таргетингу. Был запрос на проработку выгорания. «Я пришла с 20 000 рублей на карте, а ушла с первым миллионом» — цитирует клиента психолог. В дальнейшем эксперт запустил личное наставничество и масштабировал своё агентство по работе с трафиком.

Многие собственники начинают работать с «актуальными проблемами», а в итоге это даёт финансовый рост в бизнесе и личный доход.

Психолог для продюсера

Мы «прошлись» по проблемам эксперта, теперь давайте отдадим дань и продюсеру.

Его основные проблемы:

— синдром самозванца. Да, да, он и продюсеру не чужд. Проявляется немного по-другому, но суть та же: «а имею ли я право на всё это». Только он будет связан не с внешним проявлением, а с внутренним. Например, работа с командой, найм профессионалов, общение в сообществе с коллегами и привлечение сильных партнеров;
— страх делегирования и найма сильных специалистов. Сделать всё самому или вложить время в других людей? А пойдут ли ко мне профессионалы? А если я знаю меньше, то почему они должны со мной работать? Этот спектр вопросов легко решается с психологом, но не со стороны обучения (как делегировать), а со стороны снятия блоков (я всё умею, как уже начать делегировать);
— «я ничего не успеваю» и привет выгорание, усталость. Умение распределять свои ресурсы, энергию, принимать решения и т. д. Всё то, что называется сейчас «мышлением предпринимателя». Что-то можно решить простым наймом ассистента, а что-то является следствием ограничений в голове и страхов масштаба. Да, у продюсеров это тоже частая проблема;
— страх «это все не моё» и «кто я без эксперта». Связано с тем, что эксперт зарабатывает социальный капитал, он узнаваем и в случае расхождения, все «лавры» достаются эксперту. Как сказал один наш клиент «звезда тут не я».

Например, один продюсер обратился с запросом «чемоданного настроения»: «как только я выстраиваю процесс в школе, то у меня возникает желание уйти, потому что я боюсь не повторить успех». При том, что оборот школы в этот момент достигает 20 000 000 рублей в месяц. В итоге, удалось преодолеть кризис отношений и сохранить сотрудничество с экспертом, продолжая получать удовольствие от работы.

В конце этого блока стоит добавить, что и эксперту, и продюсеру полезно было бы проработать само партнерство. Особенно, если возникает вопрос «а точно ли мой партнер делает столько же, сколько и я»?

Условия работы

Средняя стоимость специалиста на рынке — от 5 000 рублей для работы с предпринимателями. Есть ВИП-психологи от 30 000 рублей за сессию. Обычно такие специалисты включают в консультирование много дополнительных услуг / бонусов: возможность писать 24/7, быстрый ответ в течение 1−2 часов, 100%-ную гарантию результата (самый сильный оффер).

Психологу на заметку: если вы круто работаете (показываете результат) с собственниками школы, то вероятность, что именно вас позовут для работы с учениками, очень высока.
Также есть и обратный эффект: если вы изначально зашли в работу с учениками, то бывают примеры, когда собственник говорит: «Ты в зуме сказала вот такую фразу. Теперь я тоже хочу с этим поработать».

Психолог для команды

Этот формат подразумевает работу психолога с вашей командой: управленцами, линейным персоналом или целым отделом. Может быть формат разовых встреч, групповой работы, командообразования, медиаторства или повышения боевого духа в отделе продаж.

Также мы работали со следующими задачами:

— работа с управленцами (трансформация мышления и работа с психологическими блоками);
— помощь в найме (не HR, а определение психологического профиля сотрудника для руководителя);
— работа с кураторами и наставниками: обучение взаимодействию со сложными участниками, поддержание мотивации, ситуативная поддержка;
— работа с выгоранием в команде (индивидуально и в группе);
— проблемы профессионального роста («я хочу, чтобы этот сотрудник стал руководителем, а он вообще не управленец»).

Самый популярный запрос «сделайте так, чтобы мой ОП продавал». То есть запрос на повышение конверсии. Особенно вкусно звучит «дайте мне психолога как Венди Роуз из „Миллиардов“». Давайте разберёмся, реально ли это.

Психолог может «усилить эмоциональный дух» в отделе продаж. Он может сделать так, чтобы ОП больше звонил, но эффективность их звонков всё-таки будет зависеть от продукта, скрипта и положения луны на небе** (увы).

У этого запроса есть обратная сторона. Некоторые психологи могут так «хорошо поработать», что помогут вам быстрее обновить отдел продаж. Многие поймут, что они не на своём месте и уйдут, избавив вас от лишней головной боли при работе с ними.

Поэтому, по нашему опыту, для работы с ОП лучше брать коуча, который будет мотивировать, а не лезть в прошлое. И важно: психолог — это не тренер отдела продаж. Но вмест они усиливают эффективность друг друга.

Например, в онлайн-школе, где обучают IT-специалистов, наш психолог работал с формированием миссии проекта. Был запрос на прояснение вопроса, куда идти дальше и что делать". В команде были люди, которые даже не знали друг друга. В итоге, удалось сформулировать общую идею, которая отозвалась каждому участнику команды. Говоря словами заказчика: «Мы были как пазлы, но общей картины сложить не могли». Впоследствии, команда онлайн-школы создала сообщество общей численностью 100+ человек в течение трёх месяцев. А некоторые участники команды стали встречаться офлайн, и это повысило их продуктивность и желание работать вместе. Собственникам удалось вылезти из операционки и больше доверять команде.
ИТОГ

Мы с вами обсудили, что психолог может работать в онлайн-школах в 4 направлениях:

— с учениками (записывая уроки или сопровождая учеников на потоке);
— с экспертом (помогая ему вырасти вовне);
— с продюсером (усиливая его предпринимательские компетенции);
— с командой (повышая эффективность всей организации).

В будущем я планирую раскрыть каждую тему отдельно через конкретные кейсы, чтобы и онлайн-школы, и психологи смогли более подробно разобраться в этих темах и работать вместе более эффективно.


Как я могу вам помочь?

Если вы онлайн-школа и вам нужен психолог, то заполните заявку в гугл-форме. На основе вашего запроса мы размещаем вакансию в нашем закрытом сообщество профессионалов «Я психолог». Психологи будут писать вам напрямую, и вы сможете лично выбрать тех, кто вам подходит. В нашей базе сейчас более 150 психологов, в ком мы уверены как в профессионалах, кого мы можем рекомендовать или лично подобрать под ваш запрос (услуга «подбор под ключ» будет внедрена чуть позже, если для вас это актуально прямо сейчас — напишите нам).

В ближайшее время я напишу статью «Как провести собеседование и выбрать подходящего психолога для онлайн-школы», чтобы вы могли выбрать именно вашего специалиста.

Заявки принимаются на все 4 направления: от «психолога для себя» до «сопровождения учеников».
Если вы психолог и хотите научиться работать с онлайн-школами и получать заявки, то оставляйте заявку на экскурсию в сообщество «Я психолог». Мы помогаем профессионально расти и развиваться каждому специалисту.

На экскурсии вы можете познакомиться с нашим сообществом и узнать, что полезного именно для вас есть внутри.


_______________________________________________________________


* наши психологи — говоря подобную фразу, я имею в виду как своих экспертов (Николай Баранов, Ольга Александрова), так и других психологов, работавших в команде курса «Основа» Николая Баранова и участников профессионального сообщества «Я психолог».
Вот некоторые из тех, с кем мы прошли путь исследования работы психологов в ОШ: Тахир Хайдаров, Мария Мугачева, Наталья Киян, Роман Галимов, Иван Боголюбов, Артемий Кутепов.
Наибольший вклад в развитие сотрудничества психологов и онлайн-школ внесла Ольга Александрова. Совместно было разработано большое количество материалов, включая ментальные карты, таблицы и опросы. Например, исследование проблем собственников онлайн-школ методом интервью (более 20 живых опросов средней продолжительностью 40 минут).

** про луну это шутка, если что. Но тот, кто строил отделы продаж и «мотивировал» своих менеджеров, знает, что иногда и луна в нужном положении влияет на отдел продаж
(шутка посвящается всем, кто прошёл большой путь построения ОП).
Сообщество «Я психолог» объединяет психологов, коучей, консультантов для профессионального развития и продвижения услуг. Мы помогаем психологам развивать профессиональные компетенции и достойно зарабатывать. Присоединяйтесь, чтобы стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом уже в этом году!